Основная информация
Святилище Язылыкая находится недалеко от руин Хаттушаша, сюда ведет хорошо маркированная дорога, частично совпадающая с тем маршрутом, по которому шли древние торжественные религиозные процессии. Большинство туристов спешат сюда попасть сразу же после осмотра раскопок в Хаттуше.
Святилище расположено под открытым небом.
По мнению археологов, храм существовал с 1500 г. до н.э., но вырезанные на скале рельефы с изображением около сотни фигур, которые и дали название храму (Yazilikaya – «камень с надписью»), появились не раньше XIII в до н.э. Примерно в то же время были построены ворота и храмовое здание, от которых сохранились только фундаменты.
Cвятилище состоит из двух скальных помещений, отражающих особенности строительства во времена хеттов. Эти два помещения названы Большая Галерея и Малая Галерея.
В стене, лежащей по западную сторону от большой галереи, высечен барельеф, изображающий мужских богов, тогда как с противоположной стороны мы видим женские божества. Однако эта дифференциация по половому признаку не выдержана с абсолютной точностью: так, в ряду богов можно заметить трех богинь, а среди богинь - одного бога. Боги одеты в короткие хитоны, с поясом на талии, имеют обувь с приподнятыми носками. На некоторых изображениях можно увидеть фигурный, изогнутый меч.Богини одеты в длинные юбки, а на головах головной убор в виде цилиндра.
На западной стене изображены главные боги: боги гор, над которыми бог воздуха Тешуп, его жена, богиня Хепати, а за ними сыновья Шаррума и орёл с двойною головой.
Есть сюжет, посвященный королю Тутхалию Четвёртому, на восточной стене. Хронологически это изображение связано непосредственно с самим уникальным святилищем. Его строительство было предпринято Хаттусили III и его супругой Пудухепой (1275-1250 гг. до н.э.), отцом и матерью царя Тудхалия.
Можно восхищаться и другими чудесными барельефами в маленькой галерее: все они находятся в прекрасном состоянии. Малая Галерея имеет отдельный вход, его охраняют сфинксы.
Археологи предполагают, что эта галерея имеет прямое отношение к культу покойного царя (Тудхалия II или III); однако есть основания считать, что назначение этой галереи было в прославлении культа личности Тудхалия IV при его жизни. Это предположение опирается на тот факт, что его изображение занимает центральное место в большой галерее и повторяется по крайней мере дважды - в маленькой. Именно здесь можно видеть знаменитую сцену, изображающую правителя, обнимаемого богом Шаррумой в знак покровительства и защиты. С художественной точки зрения, это наиболее прекрасная сцена во всем цикле Язылыкая.
Здесь находятся три ниши, выдолбленные в скале, которые, по всей вероятности, служили местом хранения каких-то вещей королевской семьи, или же здесь выставлялись урны с пеплом умерших родных.